Юрий Барняк
Профессиональный управленец, тренер, спикер, преподаватель. Один из самых востребованных и успешных руководителей. Ведущий практический эксперт в сфере управления логистикой, закупками и товарными запасами.
© Юрий Барняк, Журнал "Логистика: проблемы и решения", №2, 2013
Сейчас уже можно с уверенностью заявить, что
Управление цепями поставок (SCM), по сути, является новой концепцией бизнеса, для которой в основном и разработаны все самые современные информационные, производственные и управленческие технологии.
Для того, чтобы понять для себя, что SCM - действительно основной инструментарий бизнеса для непрерывного движения вашей компании вперед, попробуйте ответить на такие вопросы:
1. В вашей компании существует хоть как-то организованная система управления цепями поставок (товародвижения)? Какие результаты, на ваш взгляд, приносит существующая система: значительные или незначительные?
2. Сравните свою компанию с лидерами в отрасли. Почему эти компании являются лидерами? Насколько больше, организованная в этих компаниях система управления цепями поставок, повышает результаты бизнеса этих компаний?
3. Как на вашу компанию воздействуют компании-лидеры и какими возможностями вы можете воспользоваться для того, чтобы приблизиться к результатам компаний-лидеров?
4. Какие черты и признаки характеризуют лучшие и правильно организованные системы управления цепями поставок (товародвижения)?
5. Как принятие, внедрение и выполнение процессов, характеризующих такие признаки, позволит улучшить результаты и показатели вашей компании и бизнеса?
Если вы смогли ответить на эти вопросы, с большой долей вероятности можно говорить, что вы будете способны организовать наилучшим образом в своих компаниях систему управления цепями поставок (товародвижения), если, конечно, захотите это сделать. Основываясь на практическом опыте, встречах с руководителями компаний и профессиональными людьми, можно, к сожалению, констатировать, что
Чтобы понять, как изменяются приоритеты и насколько быстро развивается мировой бизнес, приведу десять самых важных условий и признаков, которые характеризовали лучшие системы управления цепями поставок (товародвижения) согласно исследованию, проведенному в 2008 году:
1) Согласованность и синхронизация с корпоративной стратегией.
2) Интеграция со стратегическими (ключевыми) клиентами (потребителями).
3) Интеграция со стратегическими (ключевыми) поставщиками
4) Кросс-функциональная интеграция внутри компании.
5) Оперативность цепей поставок (товародвижения).
6) Рационализация и сегментация цепей поставок (товародвижения).
7) Планирование и точность исполнения процессов и технологий.
8) Глобальная оптимизация цепей поставок (товародвижения).
9) Управление инновациями.
10) Управление рисками.
В новейшем исследовании также выделены десять важных условий и признаков, характеризующих лучшие системы управления цепями поставок (товародвижения):
1) Согласованная стратегия, непрерывно поддерживаемая руководством.
2) Главный акцент - на финансовых показателях.
3) Приверженность к инновационной деятельности и постоянное улучшение бизнес-процессов.
4) Тесное сотрудничество с ключевыми партнерами.
5) Качественная стратегия снабжения (закупок).
6) Использование передового опыта в логистике.
7) Профессиональный уровень планирования и быстрая реакция на изменения.
8) Высокий уровень интеграции с клиентами (потребителями) и их удовлетворенности.
9) Способность предвидения и управление рисками.
10) Глобальная оптимизация.
Кратко рассмотрим все эти важные условия и признаки правильных и хорошо организованных цепей поставок (товародвижения).
Планирование цепочки поставок (товародвижения) и принятие решений должны быть интегрированы со стратегией компании, целями и функциями внутренних подразделений, участвующими в процессах цепочки поставок, стратегиями и целями внешних партнеров - участников цепочки поставок. Целью этого является устойчивое повышение эффективности деятельности компании, улучшение всех процессов в цепочке, снижение издержек и увеличение прибыли всех участников цепочки товародвижения. Несмотря на постоянные рекомендации и призывы ведущих экспертов и аналитиков убрать «стену» конфликтов и недоверия между внутренними подразделениями компании и между компаниями - партнерами, многие компании не хотят или не готовы к таким отношениям. Ликвидация такой "стены" имеет основополагающее значение для успеха в построении наилучшей цепочки поставок (товародвижения).
Первый признак правильной цепочки поставок связан с четкой стратегией, направленной на непрерывный процесс совершенствования всех процессов компании и полностью поддерживаемой руководителями всех уровней. Вся организационная структура и система управления компании должна быть выстроена под стратегию, а сама стратегия пониматься и поддерживаться самыми профессиональными сотрудниками компании, которые будут способны к новаторским процедурам и изменениям.
При создании условий, определяемых первым признаком правильных цепочек товародвижения, компания сможет максимально эффективно проводить все необходимые изменения.
Каждая компания может выиграть от более тесного взаимодействия подразделений производственно-сбытовой цепочки (службы логистики) и финансовой службы. Цель такого взаимодействия заключается в том, чтобы помочь специалистам финансовой службы более четко понимать процессы цепочки поставок (товародвижения) на всех ее этапах. Правильное финансирование процессов цепочки товародвижения, в т.ч. адекватная реакция финансовой службы на инициативы производственно-сбытовых подразделений (службы логистики) по дополнительному финансированию, зависит от правильного понимания финансовой службой процессов товародвижения и их влияния на эффективность бизнеса в целом.
Правильное понимание финансовой службой процессов цепочки товародвижения способствует более точному расчету и калькуляции расходов на логистические процессы, формированию системы сбалансированных показателей и измерению финансовых показателей от деятельности участников цепочки товародвижения. Такое понимание также экономит много времени и устраняет излишние действия для определения финансовой выгоды, подтверждения ожиданий или выявления отсутствия каких-либо финансовых выгод от дополнительного финансирования процессов цепочки поставок, которое инициируется производственно-сбытовыми подразделениями (службой логистики).
Этим пояснением в настоящей статье я хочу показать путь к значительным улучшениям показателей бизнеса, используемый многими успешными компаниями мира.
Я также настоятельно призываю службы маркетинга и продаж выстраивать взаимодействие с логистическими подразделениями (логистика, снабжение, закупки) и активно участвовать в улучшении процессов цепочки товародвижения, что очень поможет сопоставить потребности клиентов с их исполнением по всей цепочке товародвижения, а также повысить производительность персонала компании и удовлетворенность клиентов.
На практике не так просто производить улучшения в цепочке поставок (товародвижения). Улучшения в процессах должны сопоставляются с потребностями бизнеса. Это означает, что очень важно не только заниматься поиском новых путей улучшения цепочки товародвижения, но также эффективно управлять процессом перемен - эти два фактора и другие изменения в процессах цепочки поставок необходимо адаптировать к новым технологиям и реагированию компаний-участников цепочки товародвижения на изменение рыночных и экономических условий.
Исследования показывают, что в дополнение к изменениям в цепи поставок руководителями успешных компаний применяются другие методы для оптимизации производительности и всех действий в ключевых процессах. Например, они активно стремятся к ликвидации всех операций и действий, не дающих экономического эффекта на всем протяжении процесса цепочки товародвижения от самого начала и до конца (от получения заказа и до конечной доставки заказчику или потребителю), т.е. работают по системе «end-to-end».
Руководители успешных компаний применяют стандарты качества, выявляют и ликвидируют коренные причины ошибок, поддерживают в оптимальном состоянии весь бизнес своих компаний. В успешных компаниях построена и постоянно оптимизируется информационная система, которая максимально интегрирована со всеми участниками цепочки товародвижения. Для оптимизации информационной системы выбираются лучшие способы и методы, применяемые деловыми партнерами.
Например, методика "Шесть сигм" (Six Sigma), философия всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM) и концепция управления запасами поставщиком (Vendor Managed Inventory, VMI) относятся к числу методов и инструментов улучшения процессов цепочки поставок (товародвижения) и ее управляемости, применяемыми лучшими компаниями и их руководством. Такие технологии, как система планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning System, ERP), радиочастотная идентификация (Radio Frequency IDentification , RFID) и другие логистические технологии (TMS, WMS, SRM, CRM и другие) также применяются лучшими компаниями для совершенствования своих процессов.
Четвертый признак успешной цепочки поставок связан с применением различных видов взаимоотношений с различными поставщиками, клиентами, заказчиками и другими участниками цепочки. Другими словами, необходимо разделить (сегментировать) своих бизнес-партнеров по требованиям и подходу к бизнес-процессам и степени (уровню) интегрирования с вашими бизнес-процессами и информационной системой. Это, в свою очередь, требует тщательного анализа для определения партнеров, которые имеют схожие бизнес-процессы и возможности для их быстрого изменения под требования интегрированной цепочки поставок, а также разделяют принципы такого сотрудничества и готовы работать в атмосфере доверия и интересах взаимной выгоды.
Сегментация партнеров по такому принципу позволяет организовывать сотрудничество с ними максимально эффективно. Бизнес сегодня носит глобальный характер. Понимая это, руководители компаний сосредотачиваются не только на внутренних улучшениях в компании, но и на улучшениях у компаний-партнеров и других участников цепочки товародвижения, что позволяет более тщательно подходить к выбору партнеров и продолжению сотрудничества с уже существующими партнерами. Создание совместных подходов и интеграция информационных корпоративных систем и процессов является сейчас необходимой предпосылкой для достижения успеха цепочки поставок и ее участников.
Принцип общей «дорожной карты» в цепочке товародвижения - путь для достижения успеха и высокой эффективности бизнеса. В тоже время, к выбору партнеров для сотрудничества и общего управления цепочкой товародвижения надо подходить более серьезно при реализации концепции общей «дорожной карты».
Так как на всем протяжении цепочки товародвижения информационный поток становиться открытым для всех участников цепочки, корпоративные информационные системы компаний-партнеров должны быть интегрированы друг с другом и иметь общую систему информационной безопасности и высокий уровень защищенности. К тому же, при таком сотрудничестве, необходимы новые навыки управления цепями поставок. Опыт успешных компаний показывает, что эффективно управлять цепочками товародвижения могут те руководители, которые смогли освоить такие управленческие навыки.
Чтобы получить максимально высокие финансовые результаты, компании необходимо обратить внимание на свои расходы. С точки зрения цепочки поставок, уделять особое внимание необходимо на стратегию и процессы снабжения (закупок).
Проведенные исследования показывают на тот факт, что это вносит самый большой вклад в увеличение прибыльности. Успех стратегии снабжения (закупок) зависит от эффективности процедур отбора поставщиков, тщательного анализа для принятия стратегических решений по закупкам (в какое время и где производить различные операции закупки: в своей стране или другой стране, в каком регионе (например, в оффшорных зонах или других местах, имеющих экономические льготы, в т.ч. льготы по налогообложению), закупать самим или отдать процессы закупки на аутсорсинг и т.д.).
Глобализация логистической инфраструктуры позволяет сформировать глобальную логистическую стратегию (в т.ч. стратегию закупок) и создать наиболее эффективную цепочку товародвижения.
Оптимальная и бесперебойная цепь поставок, в свою очередь, укрепляет доверие и взаимоотношения с поставщиками.
Важнейшими центрами процесса цепочки товародвижения являются основополагающие мероприятия, составляющие системный «зонтик» логистики, который включает в себя управление складом, управление транспортом, интегрированные логистические решения в корпоративных информационных системах, стратегию снабжения и контроль исполнения процессов цепочки поставок (товародвижения).
Используя результаты исследования и практический опыт, можно составить модель современной логистики, позволяющей достичь совершенства цепочки поставок (товародвижения).
Представленную мной модель можно принять за основу для перехода от начального уровня состояния логистики в цепочке товародвижения до уровня, являющемся показателем передового опыта и используемым в самых успешных компаниях мира. Модель включает в себя следующие пять уровней.
1) Начальная оптимизация. На этом уровне компания, как правило, сосредотачивается на сокращении общих расходов на логистику с точки зрения внутренней оптимизации. Исходя из такой позиции, компания стремится идентифицировать начальные точки процесса и пытается определить его длительность. Компания на этом уровне рассматривает такие факторы, как расходы на транспортировку и складирование, технологию погрузочно-разгрузочных работ на различных участках, управление заказами. В общем, компания пытается найти более эффективные способы управления, контроля и использования запасов, необходимых для выполнения операций и удовлетворения клиентов и потребителей.
2) Способность использовать возможности и инструментарий логистики. На этом уровне компания создает логистический центр, который определяет и оценивает полные логистические издержки по всей организации. Компания начинает использовать для транспортировки и складирования необходимых объемов закупок такие методы и способы, которые позволяют компании достичь лучшей оптимизации этих процессов. Компания на этом уровне рассматривает требования к обслуживанию производства с точки зрения эффективности и экономичности (например, определяет, какие партнеры могут предоставлять услуги более эффективно и экономично).
3) Использование технологий электронной торговли. Цель этого уровня заключается в том, чтобы использовать интернет-технологии и техническое оборудование (компьютеры и др.) для совершенствования логистических процессов. На этом этапе компания использует интернет-технологии для анализа внутренних баз данных и, с помощью своих ключевых специалистов или внешних экспертов и консультантов, начинает двигаться к созданию виртуальной сети для выполнения логистических процессов. С некоторыми из своих самых надежных партнеров компания выполняет анализ расходов с использованием виртуальной сети на всех этапах процесса. Достижение компанией этого уровня является особенно важным для модели современной логистики.
4) Использование возможностей и инструментов виртуальной сети. На четвертом уровне стратегией логистики действительно становится использование возможностей и инструментов виртуальной сети и многоуровневой интеграции с партнерами. Вместе с ключевыми партнерами компания получает доступ к общим данным, входящий и исходящий информационный поток обрабатывается значительно быстрее и легче. Компания на этом уровне расширяет логистическую деятельность за пределы внутренней организации и начинает использовать различные внешние организации для транспортировки и складирования своих товаров и материальных запасов.
5) Развитие и получение преимуществ. Этот уровень является сферой деятельности только самых современных и сложных сетей. Это требует формирования общей логистической модели и подключения к общей системе коммуникаций для всех участников цепочки товародвижения. Общие (полные) логистические издержки (расходы) определяются и оцениваются посредством электронных средств коммуникации (сайтов партнеров, информационных сетей, автоматизированных систем управления и т.д.). На этом уровне качество доставки и всего процесса товародвижения достигается не просто наличием знаний и умений, а, скорее, искусством исполнения.
Седьмой признак успешной цепочки поставок (товародвижения) показывает важность планирования для более точного исполнения, а также общего охвата различных функций самой компании и ее партнеров на всем протяжении цепочки товародвижения. Профессионализм в планировании позволяет системно определить, что в действительности хотят клиенты (потребители) и в чем они нуждаются.
Исследования показывают, что прогнозирование продаж являются значительной проблемой почти во всех компаниях. Руководители компаний заявляют, что улучшить прогнозирование продаж удается не быстро, на это уходят годы. Результаты исследования деятельности успешных компаний показывают, что добиться относительно высокого уровня компетентности в планировании они смогли с помощью современных инструментов планирования, например, такого как сводное планирование продаж и операций (Sales and Operations Planning, S&OP). Используя эту технологию, компания может связать желаемое с реально достижимым, учитывая возможности рынка, своего производства, персонала и финансов. К тому же, S&OP можно использовать для оценки возможности удовлетворения прогнозируемого спроса.
Сейчас в среде бизнеса существует тенденция «удерживания» более точной информации о спросе и других важных «маркеров» и показателей во взаимоотношениях со своими партнерами, в т.ч. поставщиками товаров и услуг. Искажение такой информации происходит по разным причинам. Такая тенденция является предпосылкой того, что, например, поставщики (производители) всегда несут дополнительные расходы и порой предпринимают «героические» усилия для реагирования, в случае необходимости, на изменение спроса.
В долгосрочной перспективе, такой подход может навредить деятельности компании и эффективности бизнеса. Вместо этого, компании необходимо сосредоточиться на улучшении уровня прогнозирования продаж, приведение их в соответствие предложения и спроса, что, в свою очередь, приведет к снижению уровня запасов до необходимого на протяжении всей цепочки поставок (товародвижения).
Данные исследований, применяемые мной в этой статье, показывают, что есть существенные различия в подходах к работе с клиентами (потребителями) успешных компаний (лидеров) и других компаний, которые пока неспособны или ограничены возможностями применять современные технологии для улучшения уровня обслуживания клиентов (потребителей). Если говорить обобщенно, то за последний период мало что изменилось в политике компаний по работе с клиентами – большинство по-прежнему лишь заявляет о своей высокой клиентоориентированности, которая на практике является просто риторикой.
За период, прошедший после аналогичных исследований 2008 года, лишь небольшая часть компаний смогла изменить свой уровень интеграции с клиентами для повышения эффективности цепочки поставок (товародвижения).
Такая слабая интеграция с клиентами для повышения их удовлетворенности явилась одной из основных причин столь существенной разницы в успешности бизнеса между лидерами и остальными компаниями. Часть компаний не может этого сделать из-за слабого управления, низких доходов и т.д. Другая часть компаний надеется на свои службы продаж, которые смогут удерживать и привлекать клиентов (потребителей) за счет каких-то «особых отношений» с ними (снижение цены для каких-то групп, откаты, введения в заблуждение и другие «хитрости»).
Успешные компании используют средства бизнес-разведки и глубокий анализ информации для повышения интеграции с клиентами (потребителями) и еще большего отрыва от конкурентов по уровню обслуживания и удовлетворения клиентов, а также получения дополнительных доходов и оптимизации запасов.
Одним из секретов успешности таких компаний является использование современных технологий изучения характеристик потребителя своего продукта (например, составления, так называемого, «портрета потребителя» и т.д.), которые значительно повышают уровень и точность прогнозирования продаж.
Возможность активно управлять рисками на всех этапах цепочки поставок является важным фактором для развития компании.
Несмотря на то, что по данным исследования некоторые компании уже достигли значительных результатов в управлении рисками своих глобальных цепочек товародвижения, общие результаты исследования выглядят разочаровывающими в отношении этого признака.
По данным аналогичного исследования в 2008 году я обратил внимание, что у компаний практически отсутствовало желание безотлагательно уделять внимание такому важному вопросу, как управление рисками. Хотя большая часть компаний и признала необходимость разработки планов на случаи кризисных и других чрезвычайных ситуаций и обстоятельств, только некоторые из них сделали это фактически и затем применили их.
Успешные компании понимают важность этого признака. Они знают, как подготовиться к предвиденным и непредвиденным потрясениям или чрезвычайным случаям, и у них есть планы действий на такие случаи, которые позволяют им сравнительно безболезненно преодолевать такие события. Другие компании только «на словах» управляют рисками. Их «план» основан на «авось не произойдет» и ждут, пока такие чрезвычайные случаи произойдут фактически. В таких случаях они полагаются на «героические» усилия по преодолению потрясений, причем в основном «любой ценой». Т.е. управляют бизнесом по принципу «пока жаренный петух в одно место не клюнет», но при таком управлении, чаще всего, уже может ничто не помочь...
Я ранее выделил взаимодействие и сотрудничество, как основной фактор достижения успеха в современных цепочках товародвижения и современном бизнесе в целом. Добавьте к этому второй основной фактор достижения успеха - способность использовать современные технологии максимально эффективно. Вместе эти два фактора дадут мощный толчок и огромные возможности для построения глобальных цепочек поставок (товародвижения) и управления ими, использования всех своих ресурсов для выхода на лидирующие позиции в бизнесе. Последний признак, представленный в моей статье - способность глобально оптимизировать всю сеть ресурсов - главное отличие цепочек товародвижения успешных компаний (лидеров) от остальных компаний в своей отрасли. По сути, глобальная оптимизация представляет собой «венец» среди отмеченных признаков.
Десять признаков правильных и хорошо организованных цепей поставок, рассмотренных мной в настоящей статье, это путь или «дорожная карта» для достижения успеха в любой цепочке поставок (товародвижения).
Некоторые признаки могут быть более важны для различных компаний и отраслей, некоторые менее важны. Разумеется, применение передового опыта и реализация методов и способов, указанных в статье, может оказаться нереалистичной для некоторых компаний, несмотря на желание и стремление это сделать. Причинами этого могут явиться неспособность менеджмента и персонала, отсутствие необходимых ресурсов и др.
Каждая компания может для себя определить, какие методы, способы и инструменты для организации эффективных цепей поставок она может применить, какие реализовать, а также расставить приоритеты и очередность их внедрения. Я мог бы дать советы в расстановке приоритетов и возможности реализации того, что рассмотрено нами в этой статье и даже посоветовать, как достичь этого, но это индивидуально для каждой компании, а общие советы такого характера могут быть неправильно интерпретированы.